Перевозки грузов в системе международных отношений
Содержание
Перевозки существуют с тех пор, как появилось человечество. С развитием дипломатических отношений между ранними государствами возникли и первые международные перевозки. Революционным скачком в истории перевозов было изобретение колеса и использование прирученных животных – лошадей, волов, собак – в качестве живой тяговой силы. Следующим витком прогресса стало создание механических транспортных средств на двигателях внешнего и внутреннего сгорания и электрической тяге: паровозы и пароходы, тепловозы и теплоходы, автомобили и т. д.
Немного из истории международных перевозок
Какой бы обширной и богатой ни была территория государства, всегда найдется тот или иной товар, которого ему не хватает, но который в изобилии есть у соседей. Исторические торговые направления, такие как Путь «из варяг в греки», Великий Шелковый путь, на протяжении многих столетий закрепляли хозяйственно-экономические связи между далеко отстоящими регионами.
С развитием мореплавания и открытием новых земель международная торговля вышла на новый уровень. Увеличились скорости, направления и ассортимент перевозимых грузов. Главные морские торговые пути держали за собой колониальные державы Нового времени.
Классификация перевозок
Сегодня международные перевозки на пике своего развития. Грузы и пассажиры доставляются из пункта «А» в пункт «Б» с такими скоростями, о которых торговцы прошлых времен и не мечтали. Научно-технический прогресс породил множество видов транспорта и соответствующие виды перевозок:
- автомобильные,
- железнодорожные,
- воздушные,
- морские и речные.
Отдельная разновидность перевозки – трубопроводный транспорт, в котором перемещается не само транспортное средство, а только объект перевозки: нефть, газ или вода, сыпучие материалы. По территориальному охвату автомобильные транспортные перевозки делятся на городские, пригородные, междугородные и собственно международные, когда место отправления и место назначения находятся на территории разных государств. Иными словами, при международных перевозках транспортное средство и груз пересекают сухопутные, морские или воздушные границы сопредельных государств.
Трансграничные автомобильные перевозки в силу транспортной специфики возможны только между странами, имеющими сухопутные границы и связанными сетью автомобильных дорог. На каком-то отрезке пути автотранспортное средство, содержащее груз, может перевозиться по морской или речной понтонной переправе либо по железной дороге. В зависимости от количества задействованных видов транспорта перевозки делятся на простые и смешанные.
По характеру маршрута перевозки бывают смежного сообщения между двумя сопредельными странами, имеющими общую границу, и транзитные, проходящие через территории нескольких государств.
Международные автоперевозки грузов, пассажиров и их багажа осуществляются на различных видах автотранспорта. Штучные, жидкие, сыпучие грузы, негабаритные и сверхтяжелые предметы перевозятся на грузовиках, седельных тягачах (полуприцепы) и автопоездах (один или несколько буксируемых грузовиком прицепов). В зависимости от характеристик перевозимого объекта используются специально разработанные под тот или иной вид груза типы кузовов: цистерны, контейнеровозы, изотермические фургоны (авторефрижераторы) и многие другие.
Транспортно-экспедиционные компании, выступающие посредниками на рынке транспортных услуг, предлагают перевозки двух видов:
- прямого сообщения, когда доставка груза осуществляется на основании одного документа;
- последовательного сообщения, когда заказчик услуги заключает с каждой транспортной компанией отдельный договор перевозки.
Как видим, международные грузоперевозки – это сложная организационная деятельность, требующая не только профессионализма и ответственного подхода непосредственного исполнителя, но и строгого регулирования на международном уровне.
Международные транспортные организации
Межнациональные транспортные организации – это неправительственные объединения, в центре внимания которых – международные транспортные перевозки. В числе основных задач таких организаций:
- всестороннее упрощение и унификация перевозочных процедур;
- представление интересов перевозчиков на различных переговорах, в том числе на правительственном уровне;
- выработка единообразной нормативной базы в сфере автомобильных и иных видов трансграничных перемещений.
Основными мировыми транспортными организациями в сфере автоперевозок являются:
- Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA) объединяет в себе 5 000 организаций-членов всех форм собственности. В экспедиторской отрасли, которую представляет ФИАТА, задействованы около 40 000 предприятий из более чем 150 стран мира. В них работают около 10 млн. человек. В рамках этой организации были выработаны стандартизированные правила ведения транспортно-экспедиционной деятельности.
- Международный союз автомобильного транспорта (IRL) состоит из 180 национальных автотранспортных союзов и организаций, представляет интересы автотранспортных компаний, занимающихся грузовыми и автобусными перевозами, а также таксомоторных предприятий. Задачей этой организации является развитие автомобильного транспорта по всему миру, повышение качества автотранспортных услуг.
Эти и многие другие транспортные организации, хотя и стоят в неправительственном секторе, принимают активное участие в заседаниях межправительственных органов и разработке актов международного права, обязательных для всех государств.
Правила международных перевозок
Нормативная база
Государства, заинтересованные в развитии интернациональных отношений и трансграничной торговли, стремятся выработать единообразные, или унифицированные, правила международных перевозок. Такие правила должны регулировать все аспекты трансграничных сообщений. В частности, они:
- устанавливают единые требования к габаритным размерам и массе транспортных средств;
- регламентируют юридическое положение грузов и обслуживающего их персонала в момент их нахождения на территории юрисдикции иностранного государства;
- предусматривают условия и меры ответственности организации-перевозчика в случае повреждения, утраты или задержки груза.
Результатом совместных усилий в этом направлении стала разработка и принятие большого числа многосторонних соглашений о транспорте – международных конвенций. На внутригосударственном уровне законодательные органы власти принимают транспортные уставы и кодексы, разрабатывают на их основе инструкции и правила.
Каждый вид перевозок регламентируется отдельным международным соглашением. Так, международные автомобильные перевозки грузов регулируются следующими документами:
- Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 г. в швейцарской Женеве – резиденции большинства международных организаций;
- Женевской Конвенцией 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов, на которой был принят унифицированный таможенный документ – международная товарно-транспортная накладная;
- Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов 1975 года, утвердившей единый документ таможенного контроля груза в государствах отправления, транзита и назначения – книжку МДП.
Правоотношения перевозки
Торговые компании, занимающиеся межнациональными сообщениями, нуждаются в услугах специализированных транспортных организаций. Для этих участников рынка качественная и своевременная доставка груза – важнейший фактор успеха в бизнесе. Международные грузоперевозки не обходятся без транспортно-экспедиционных компаний, которые часто выступают посредниками между заказчиком услуги (грузоотправителем) и исполнителем (перевозчиком) и освобождают клиента от необходимости самостоятельного поиска перевозчика, выбора оптимального маршрута, транспортных и погрузочных средств, отвечающих критериям груза.
Участники правоотношений по перевозке заключают между собой гражданско-правовые договоры. Порядок заключения этих соглашений, условия их исполнения и меры ответственности сторон регламентируются гражданским правом. В случае возникновения противоречий между национальным законодательством разных государств, подлежащий применению закон определяется нормами международного частного права.
Борясь за место на рынке, транспортные компании вынуждены совершенствовать качество и расширять спектр оказываемых услуг. Теперь международные перевозки грузов включают обязательное страхование товара, его упаковку, подготовку полного пакета документов на перевозимый груз, в том числе таможенное оформление.
Сопроводительные документы при международных перевозках
Международные конвенции определяют не только правила транспортировки различных грузов, но также реквизиты и форму транспортных документов, которые используются в системе международных перевозок. Чтобы пересечь государственную границу, автоперевозчик должен иметь на руках полный пакет документов, которые подтверждают соответствие транспортного средства общепринятым стандартам и содержат описание груза. В автомобильных грузоперевозках это – товарно-транспортная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия и др.
Краеугольным камнем всей транзитной системы является книжка МДП, или Carnet TIR. Это документ таможенного транзита, дающий право перевозить через таможенные посты груз в опломбированных кузовах и контейнерах. Документ покрывает трансграничные автодорожные перевозки только между странами-участницами Таможенной конвенции 1975 г. Изготовление и распространение книжек МДП возложено на Международный союз автомобильного транспорта. Товар, перевозимый по процедуре МДП, следует через таможенные посты без лишних досмотров и связанных с ними задержек. Книжка МДП состоит из отрывных листов, которые отрываются на каждом пункте таможни.
Другим распространенным таможенным документом, опосредующим международные грузоперевозки, является международная товарно-транспортная накладная, или CMR. Эта бумага официально подтверждает факт трансграничной перевозки и содержит всю информацию по ней. Согласно ст.4 Конвенции «Договор перевозки устанавливается накладной». Это означает, что соответствующий договор фактически считается заключенным с момента подписания накладной отправителем и перевозчиком груза.