Особенности и правила контейнерных перевозок
Содержание
Обеспечить экономию при транспортировке больших объемов грузов помогут контейнерные перевозки, представляющие собой технологию перемещения товаров, материалов и пр. в специальных модулях. При этом доставка осуществляется посредством различных видов транспорта: железнодорожного, воздушного и водного. Выбор зависит от маршрута доставки и от вида груза. Например, доставка по железной дороге часто используется для строительных материалов, оборудования и сыпучих грузов. Этот вид во многом отличается безопасностью, так как поезда движутся по расписанию, их передвижение не зависит от погоды и их легко отслеживать.
Как появились перевозки контейнерами
Доставка товаров в особенных ящиках появились еще в 20-х годах прошлого столетия. Но их использование не было актуальным, и о них забыли. Только начиная с 60-х годов, при бурном росте грузооборота, стало очевидным, что только перевозка в контейнерах позволяет снизить время на погрузку/разгрузку при использовании большегрузных видов. Это и стало толчком к тому, что их стали использовать не только для морской транспортировки. Они легко перегружаются на железнодорожные платформы, на борт автомобиля и даже, в самолет.
Современная доставка различных товаров от компании-отправителя к получателю производится в стандартизированных емкостях (интермодальные контейнеры), размеры которых едины для всех стран.
Использование данного вида перевозок привело к развитию нового направления в обслуживании заказчиков – контейнерная логистика, которая организовывает доставку грузов, минимизируя сам процесс и снижая стоимость доставки.
Классификация контейнерной тары
Так как ящики для транспортировки пришли с морского транспорта, согласно международным номам, их размеры приводятся в футах.
Это контейнеры 3, 5,10, 20 и 40 футов, а также повышенной вместимости на 45 футов. Их производят в закрытых и открытых модификациях. Для перемещения товаров, отличающихся большими габаритами, используют открытые контейнеры-платформы. Размеры ящиков для перевозки обозначаются не только в английской (дюймы), но и в метрической системе. Все они четко соответствуют международным стандартам по внешним, внутренним размерам, а также размеру дверного проема. Габариты груза, тоннажность определяют выбор того или иного ящика для транспортировки.
Более всего востребованы контейнеры на 20 и 40 футов, которые используются для транспортировки различных товаров вне зависимости от расстояний и вида транспортировки: ж/д, авто, морем.
По массе ящики многоразового использования для транспортировки различаются по тоннажности:
- малотоннажные (2,5 т);
- средней тоннажности (до 10 т);
- большегрузные (от 10 т).
Правильный выбор тары
В зависимости от типа груза используются универсальные или специализированные модули. Первые подходят для штучного товара в упаковке. Для жидких и горючих грузов используются цистерны. Для продукции, требующей определенный температурный режим предназначены изотермы. Для скоропортящихся продуктов, требующих охлаждения предназначены специальные рефрижераторы, оснащенные холодильниками. Нестандартные и крупногабаритные грузы доставляются на открытых платформах.
При транспортировке в контейнерах следует придерживаться правил, которые описаны в законодательных актах, например, “Техническими условиями размещения и крепления грузов в контейнерах № ЦМ-943”. Закон утвержден Министерством путей сообщения России 27 мая 2003 г.
В таблице приводятся типы контейнеров, их габариты и маркировка.
Преимущества и недостатки
Мультимодальные перевозки (связанные с использованием нескольких видов транспорта) имеют неоспоримые преимущества в доставке грузов. Они помогают:
- Снизить расходы на тару, потому что в контейнерах можно транспортировать товары без дополнительной упаковки, тары или выбрать облегченный вариант тары.
- Оптимизировать погрузку/разгрузку, сокращая время и число дополнительных работ.
- Значительно уменьшить потребность в складских помещениях, потому что груз, находящийся в контейнерах надежно защищен.
- Сократить транспортные расходы.
- Сохранность товаров во время транспортировки.
- Оптимизировать процесс оформления сопроводительной документации, предусмотренный правилами.
- Компьютеризировать учет и переработку грузов.
Для того чтобы организовать грузовые контейнерные перевозки необходимы большие финансовые вложения. Это создать специальные терминалы, приобрести транспорт, погрузо-разгрузочные механизмы. Но в дальнейшем это в 2,5 раза снижает затраты, так как весь процесс механизирован, доставка становится оперативнее, исключается возможность повреждения товаров.
Грузовые мультимодальные контейнерные перевозки требуют обслуживания и ремонта непосредственно тары.
На всех этапах перевозок требуется четкая информационная поддержка. Это связано с тем, что документы могут не успевать за перемещением или транспорт будет вынужден ждать, что обязательно скажется на стоимости для компании-перевозчика.
Транспортировка в контейнерах грузов связана с проблемой возвращения. В обратном направлении перевозка осуществляется без товара, что снижает рентабельность контейнерной логистики.
Стоимость и экономическая обоснованность
Чтобы определиться насколько это выгодно с экономической точки зрения, необходимо учитывать несколько факторов:
- расстояние;
- количество контейнеров;
- их масса и объем;
- размер госпошлины;
- необходимость заполнения декларации;
- относится ли груз к особой категории(особо опасной, нестандартные размеры, крупногабаритный)
Дополнительно могут возникнуть затраты, связанные с хранением, погрузкой и разгрузкой, а также сопровождением.
В целом можно сказать, что транспортировка товаров в специализированных металлических ящиках востребованное направление в современной логистике. Для заказчиков контейнерные грузоперевозки намного выгоднее, чем автомобильная транспортировка товаров. Это намного быстрее, безопаснее и надежнее.