Представитель Ikarus 55 и его фантастический облик

В современном потоке машин автобусам не хватает индивидуальности. А ведь в прошлом столетии начиная с 1953 года, когда первый Ikarus 55 появился на свет в Венгрии, возник тот самый образ, который теперь олицетворяет уходящую эпоху. Уже не так часто на улицах встретишь подобного рода экспонаты.

Разглядывать этот автобус в мельчайших подробностях — одно удовольствие.

Предыстория

Благодаря необычному виду сзади (сдвинутому моторному отсеку) и сглаженной передней части Икарус 55 получил название «ракета». Из-за повышенного шума его еще называли «пылесос». О внеземном происхождении здесь говорит все – необычный силуэт, дополнительное остекление, габаритные фонари на крыше в виде капель и отсутствие огней над бампером.

Скромная отдача двигателя в 125 лошадиных сил требовала заменены на более мощные. Решение о переносе мотора в заднюю часть автобуса было принято для того, чтобы он стал более удобным для пассажиров с точки зрения отсутствия запаха и менее шумным для водителя.

В то же самое время велось производство Икарус 55 Люкс с двигателем марки Csepel с повышенной мощностью в 170 лошадиных сил, прожектором на крыше и дополнительной зоной у задней стенки автосалона, предназначенной для багажа.

Технические характеристики

В поставляемом для СССР автобусе класса Люкс отсутствовали лишние детали, зато одинокий фонарь расположился над передним стеклом, что вызывало восхищение у многих.

Кстати говоря, подобная комплектация была выпущена по спецзаказу для Советского Союза. Междугородный автобус можно было увидеть в крупных городах, таких как Ленинград, Таллин, Рига или Москва.

Комфортные пассажирские места, вместительное багажное отделение и удобные двери для посадки и высадки — это пожалуй, были подходящие характеристики для тех годов, чтобы выполнить доставку пассажиров на длительное расстояние. Между посадочными местами приличное расстояние, которое позволяет удобно расположиться и вытянуть ноги.

Первоначально произведенный автобус функционировал при помощи 5-ступенчатой 3-ходовой механики и гидроусилителя руля. Рессорная подвеска имеет телескопические амортизаторы по гидравлическому типу.

Тормоза представлены двумя видами:

  • стояночный барабанный с механическим приводом на задних колесах;
  • рабочий барабанный с пневмоприводом на всех колесах.

Основной особенностью было наличие встроенного 6-цилиндрового 4-тактного дизельного двигателя, который обладал мощностью 145 лошадиных сил. Конфигурация двигателя представлена рядным расположением цилиндров и рабочим объемом 8,28 литров. Использовалась жидкостная система охлаждения.

Через распашные ворота был организован быстрый доступ к двигателю и вспомогательному оборудованию.


Примерно до 1954 года модель отличалась слабой вентиляцией, принцип которой сводился к частичному охлаждению мотора от воздуха, поступающего со стороны заднего окна через воздуховод. Со временем конструкция автобуса изменилась и сюда установили полноценный воздухозаборник.

В таблице приведены основные особенности люксовой модели

Габариты (длина, ширина, высота), м 11,4*2,5*2,87
Полный вес, кг 12 730
Нагрузка на передней оси, кг 4 250
Нагрузка на задней оси, кг 8 480
Общий запас топлива, л 250
Средний расход горючего л/100 км 32
Максимально-возможная скорость (км/час) 98

Расположение дверей и посадочных мест

На первых автобусах распашная дверь, она же единственная, располагалась строго по центру. Затем были выпущены модели с одной дверью спереди, или двумя, которые располагались сзади и спереди.

Внутри салона имеется 31 удобное сиденье плюс одно для кондуктора. Встречаются люксовые комплектации с двухместными диванами или раздельными креслами и столиками, предназначенными для организации буфета. В инструкции по эксплуатации можно так и прочитать: 32 посадочных места плюс сиденье для водителя, его помощника или гида и два дополнительных для буфетчиков.

Устранение излишеств

Со временем модель приобретала традиционные черты, присущие любому автобусу фары устанавливались над бампером, роскошный верхний вид уступил место небольшим габаритникам, а сферические окна в крыше пропали. Скромный вид внешней декоративной отделке автобуса придало уменьшение количества хрома.

А после 1960 года произошли небольшие изменения, в ходе которых каплевидные габаритные огни были вовсе исключены и видоизменены задние фонари. Все фары круглые, да и вообще сам автобус представляет собой скругленную модель.

Заключение

Сколько не смотри на особенности представленной модели, здесь ничего нельзя добавить и убавить. Это талантливо спроектированная машина.
На сегодня известно, что сохранилось не более 20 экспонатов Ikarus 55 разных модификаций. Большее число находится  в Венгрии — на родине. В России находится три модели:

  • в музее Санкт-Петербурга от ГУП «Пассажиравтотранс»;
  • в городе Москва во владении «Мосгортранса»;
  • в Подмосковье на авиационном предприятии «Туполев».

В Эстонии три экспоната принимают участие в выставках, а в Белоруссии в 2016 году был замечен еще один экземпляр.

Любуясь Икарусом 55, можно с уверенностью сказать, что этот автобус до сих пор смотрится эффектно и выделяется на фоне других более современных аналогов.

Похожие статьи
Похожие публикации