Карьерный самосвал Титан – один из самых больших грузовиков в мире
Содержание
Карьерный самосвал Титан – уникальное детище американской компании Terex Corporation, специализирующейся на выпуске строительной и иной промышленной техники. Titan сошел с конвейера в Канаде в 1974 году под индексом Terex 33-19 в единственном экземпляре. На протяжении 25 лет грузовик Титан сохранял за собой статус самого большого и мощного грузовика в мире.
Предыстория появления гиганта
В 1959 году на американскую автомобильную компанию General Motors был подан иск о нарушении антимонопольного законодательства США. Обосновывалось это тем, что в 50-е гг. концерн GM, перекупив конкурентов, фактически превратился в единоличного производителя карьерных самосвалов в США. Вынесенное после долгой судебной тяжбы в 1968 году решение запретило корпорации производить промышленную грузовую технику на 4 года. Уже освоенный бренд Euclid пришлось продать конкуренту — White Motor Corporation.
Однако судебное решение имело силу только в отношении торговой марки General Motors. Свернув производство на территории США, руководство GM зарегистрировало в Канаде новое фирменное наименование Terex. На технологической основе Euclid была разработана новая линейка карьерных грузовиков – Terex 33. В рамках этой серии выпускались различные модификации больших карьерных перевозчиков, в том числе в 1974 был собран образец Terex 33-19 под собственным именем «Титан».
Когда говорим «титан», подразумеваем «гигант»
Внешними размерами и техническими параметрами Titan полностью оправдывает свое название. Это гора железа высотой с трехэтажный дом и весом 235 тонн. Тягу этого монстра создавал 3300-сильный дизельный двигатель, снятый с железнодорожного локомотива, в паре с электрогенератором. Генератор приводил в действие 4 электромотора, которые передавали вращение каждому из 4 задних колес. Титан установил в 1974 рекорд грузоподъемности – 350 т и держал его целых 25 лет. Лишь в 1998 году очередной карьерный гигант Caterpillar 797 смог побить планку и «взял на борт» 360 тонн.
Более продвинутые модели карьерных самосвалов, созданные позднее, превзошли Terex 33-19 1974 года выпуска по грузоподъемности. Однако по длине кузова, объему двигателя и уникальной трехосной основе ветеран до сих пор остается рекордсменом.
Технические характеристики Титана
Год выпуска | 1974 |
Собственная/снаряженная масса | 235 т |
Грузоподъемность | 350 т |
Длина | 20 м |
Ширина | 8 м |
Высота кабины | 6,9 м |
Высота с поднятым кузовом | 17 м |
Дорожный просвет | 75 см |
Максимальная скорость при полной загрузке кузова | 48 км/ч |
Тип двигателя | дизельный V16 + 4 электромотора на каждое заднее колесо |
Мощность | 2460 кВт (3345 л. с.) |
Рабочий объём цилиндров | 169,5 л |
Колесная формула | 6:4 |
Видеобзор
Почетный трудовой стаж и уход на пенсию
С момента своего выпуска Terex 33-19 трудился на угольных и железных разработках в Северной Америке. Последним местом его прописки стал канадский городок Спарвуд (Sparwood), расположенный возле знаменитых угольных шахт в Скалистых горах. В 1991 году самосвал был списан и подлежал разборке на металлолом. Однако благодаря усилиям местных энтузиастов отслужившую машину решили сохранить в качестве экспоната истории автомобилестроения.
Поскольку невозможно впихнуть объект таких размеров ни в одно музейное здание, Титан установили под открытым небом. Вместе с аэропортом и сетью отелей, гигантский самосвал стал главной достопримечательностью 4-тысячного Спарвуда и лишним поводом для туристов заглянуть в этот населенный пункт. Грузовик стоит в центре города на асфальтированной площадке, и приезжие любят фотографироваться на фоне 6-колесного гиганта. Так как при реставрации двигательные установки были демонтированы, Титан, как и подобает любому памятнику, стал настоящей недвижимостью. И самостоятельно перемещаться он больше не может.