Гусеничный транспортировочный тягач – труженик во все времена

Транспортировка техники, грузов, специального оборудования и различных средств была бы невозможной, если не такая простая, но надежная разработка, как гусеничный тягач. Что представляет собой данный вид специальной техники и почему он стал настолько популярным? История отводит нас в эпоху мировых войн, когда техника на поле боя только начала активно появляться, заменяя собой человеческие ресурсы, конную тягу, превосходя по мощности все, что было известно в те времена.

Немного истории, описание военных моделей

Несмотря на то, что первые тягачи появились еще до Первой мировой войны, особенное развитие они получили именно в годы 1941-43. Изначально это была чисто военная разработка, которая предназначалась для транспортировки артиллерийских орудий, зенитных установок, взятия на буксир застрявшей военной техники. Она активно использовалась всеми странами на многочисленных фронтах боевых действий. Стоит только упомянуть «Сталинец», который заслуженно считается настоящим тружеником той страшной войны. Многие любят говорить, что если бы не «Сталинец», победа не могла быть достигнута никаким путем, возможно, в этом и есть доля истины.

stalinec

Несмотря на все это, в период СССР и после него, гусеничная техника и тягачи в частности стали развиваться по нескольким сценариям, начали появляться и гражданские образцы, которые можно встретить и по сей день. Некоторые из них трудятся в составе подразделений МЧС, локализуя последствия стихийных бедствий и помогая спасти жизни людей. Другие же в составе строительной техники, задействованы на сельском хозяйстве. Ниже предлагается рассмотреть, какие изменения произошли в данного рода технике, какие модификации были выпущены и в чем заключается главная изюминка гусеничных тягачей, произведенных в СССР.

МТ-МБ(У)

Итак, какие основные модификации гусеничных тягачей были выпущены еще во время СССР. Данная разработка представляет собой уникальный по конфигурации тягач, рассчитанный на транспортировку военной техники, вооружения, многочисленных типов артиллерийских систем. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для данной модификации была специально разработан отдельная группа прицепов, с помощью которых он мог обеспечивать транспортировку военных грузов на значительные расстояния.

mt-mbu

Производство было налажено в 1969 году, специальная техника стала одним из основных вспомогательных средств советской армии. Несмотря на то, что сегодня данный тягач уже не используется, его до сих пор можно встретить в составе пожарных поездов, в частях МЧС, разбросанных по всей территории России и других стран СНГ, ранее входивших в СССР. Относится разработка к классу «малогабаритных», использовалась для выполнения разных целей;

МТ-ЛБу

Это второе, опытное название данного специального средства – «объект 10», оно также было разработано и выпущено советскими инженерами, но уже в конце 1960-х годов. Отличительной особенностью техники можно назвать возможность преодолевать водоемы и различные водные преграды. Также отличается наличием гусеничного шасси и универсальным корпусом, способным легко и практично чувствовать себя и на земле и на суше. Планировалось изначально специальное средство как мощный тягач, способный обеспечивать тягу застрявшей в небольших водоемах военной техники.

МТ-ЛБу1

МТ-СМ

Данная разработка была создана в России и принята на вооружение в 1992 году. Используется до сих пор как многоцелевое средство среднего типа. Транспортер-тягач может применяться для выполнения совершенно разных задач, поставленных перед ним армейским командованием. К примеру, это может быть буксировка к месту выполнения стрельб различных артиллерийских систем, а также станций орудийной наводки.

Как и для многих других моделей армейского назначения, специально были созданы прицепы. Данное специальное средство может обеспечивать транспортировку нескольких прицепов, общей массой не более чем 15 тонн. Помимо этого, разработка получила широкое применение в качестве специально оснащенной транспортной базы под последующий монтаж ракетного, инженерного и артиллерийского вооружения, военной техники.

mt-sm_0038

МТ-Л

Еще одним советским образцом гусеничных тягачей можно назвать модель МТ-Л (или, согласно его разработке «изделие 8»). Принята специальная техника на вооружение армии еще в 1964 году и прослужила длительный период времени, выполняя различные задания армейского командования по транспортировке самой разной техники и грузов. В частности, тягач предусматривает возможность транспортировки различных артиллерийских систем и грузов на прицепах при условии, что их масса не превышает показатель в 7 тонн.

МТ-Л

Это может быть и военная техника, например, тягач часто использовался для буксировки застрявших военных машин на безопасное расстояние. Успел послужить многоцелевой тягач и в качестве базы для различных средств специального назначения, иных транспортных потребностей.

Образцы строительной техники

Для обеспечения гражданских нужд было разработано ограниченное, но функциональное количество образцов техники, которые и по сей день можно встретить во время выполнения разных работ. К примеру, гусеничный тягач ГТМ-6.0, отличительной особенностью которого является высокая многофункциональность.

gtm-6

Изначально, данная разработка предназначалась исключительно для использования в качестве базы с целью последующей установки на нее различного по конфигурации навесного оборудования, использующего пассивные рабочие органы (к примеру, это касается ПКТ, БКТ). Среди особенностей данного тягача можно выделить установленный четырехтактный двигатель ЯМЗ. Мощность агрегата составляет порядка 300-310 лошадиных сил. Это позволяет обеспечивать отличную тягу и выдерживать значительные нагрузки, оказываемые в процессе транспортировки.

Характеристики и параметры установленного оборудования

Привод лебедки в данной специальной технике осуществлялся непосредственно от коробки отбора мощности. В трансмиссии имелось реверсивное устройство, которое позволяло перемещаться в переднем и заднем направлениях без последующего разворота. Управление можно было осуществлять одному механику водителю, выполнялось это исключительно посредством движения «вперед-назад». Вполне достойный аналог трактора.

Что примечательно, расширенной была и комплектация самого тягача. В нее входило:

  • специальное электрооборудование;
  • топливный бак вместительностью порядка 500 литров;
  • приспособления для переднего и заднего сцепления;
  • комплект прожекторов, устанавливаемых на кабине.

По шоссе специальная техника могла запросто преодолевать расстояния со скоростью в 55 километров в час, тягач мог преодолевать даже уклон с креном порядка 30 градусов, что было совершенно немыслимо для техники того времени. Расход составляет порядка 100 литров на 100 километров, но несмотря на такой показатель, техника вполне оправдывала все затраты на свое содержание.

Характеристики представлены в таблице:

МТ-МБ МТ-ЛБу МТ-СМ МТ-Л
Масса 6,2 тонны 11,8 тонн 34 тонны 8,5 тонн
Грузоподъемность 1,5 тонн Не более 4 тонн 10 тонн 2,5-4,5 тонны
Максимальная скорость 70 км/ч 60 км/ч 65 км/ч 60 км/ч
Мощность двигателя 175 л.с. 300 л.с. 780 л.с. 240 л.с.
Запас хода 900 км. 500 км. 600 км. 500 км.

Подводим итоги

Сегодня подобное устройство можно встретить в исключительно редких случаях, что связано с моральным устареванием разработки. На смену многоцелевому тягачу пришли совершенно новые модификации, способные удивить своим функционалом и практичностью, легкостью в эксплуатации и характеристиками. Но, несмотря на это, гусеничные тягачи до сих пор являются незаменимыми, как на военной службе, так и на гражданке.

Похожие статьи
Похожие публикации