МАЗ 5432 — Минский тягач со своими достоинствами

С мая 1981 года из сборочного цеха автомобильного завода вышел первый МАЗ 5432 тягач. А именно седельного типа, если говорить точно.

Нужно сказать, что автомобильный завод в Минске при СССР был одним из ведущих производителей тяжелой техники. Предприятие выпускало машины общественного транспорта (троллейбусы, автобусы), прицепы и, конечно же, грузовики.

МАЗ 5432

Конструкционные изменения

Начиная с 1985 года грузовой автомобиль под названием МАЗ 5432 начали совершенствовать. Сначала улучшили кабину. Она стала более комфортной для шофера.

Позднее произошла перестройка, которая открыла новые горизонты для международного сотрудничества. И наконец, при поддержке западногерманских коллег с завода MAN были улучшены силовые характеристики машин.

На первых порах использовались дизельные двигатели, сделанные на моторном заводе Ярославля. На седельных тягачах стояли дизельные двигатели ЯМЗ с индексом 8421 и 8424. Соответственно, мощность у них была 360 и 425 л.с. Однако в последнее время начали использовать дизели от компании MAN с показателем 360 — 410 лошадей мощности.

После заключения соглашения с немецкой компанией MAN, предприятию удалось сократить производственные расходы на 30%. Сама же техника приобрела способность соревноваться с конкурентами.

На сегодня почти все выпущенные модели отвечают европейскому классу Евро-3.

MAZ 5432

Цена

На подержанные машины МАЗ 5432 цена стартует от 140 000 рублей. Если нужно купить новую технику, то она обойдется в 3 500 000 рублей и дороже.

Технические характеристики

Седельный тягач с двумя осями оснащен подвеской, где:

  • передний мост представлен двумя главными элементами. Амортизаторами для гашения колебаний подвески и листовыми рессорами из закаленной стали;
  • задний мост расположился на пневмоподушках и листовых рессорах.

На последних моделях может быть установлен торсионный стабилизатор.

Тип подвески

У передних амортизаторов имеется две продольные рессоры полуэллиптической конструкции. Для задних концов характерен скользящий тип. В наличии два гидроамортизатора двойного действия. Хочется также отметить, что динамика улучшена за счет стабилизации поперечной устойчивости.

Задний подвес – это две основные и две вспомогательные рессоры, у которых имеются скользящие концы. Причем стабилизатор, как и в случае передней подвески, присутствует.

Рулевой механизм выполнен с  усилительным распределителем и особым вынесенным гидроцилиндром.

Динамические показатели

Особенностей грузовика хватает на 100 км/час. Это максимальная скорость, с которой машина может передвигаться. Причем время для разгона до средней скорости 60 км/час составит 60 секунд, а тормозной путь — 36,7 метра.

Габариты и кабина

Полная длина базового шасси, м 5,980
Ширина, м 2,500 без учета зеркал
Высота кабины, м 3,650
Дорожный просвет, мм 280

МАЗ 5432

Для снижения аэродинамического сопротивления, на кабину устанавливались декоративные детали обтекаемой формы.

Снаряженная масса тягача 7,05 тонн (передняя 4,68, задняя 2,37)
Полная масса 16 тонн
Полноценный вес автопоезда (с полуприцепом) 34 тонны (26,8)

Рулевое управление

Усилитель руля представлен внешним гидроцилиндром.

Тормозная система

Система представлена двухконтурным пневматическим (основным) и стояночным приводом. В качестве дополнительного тормоза служит моторный ограничитель, который также на пневматике.

Знатокам будет полезно знать, что у сдерживающего барабана диаметр составляет 420 м, а ширина тормозных накладок – 160 мм.

Полуприцеп оснащен одно- и двухпроводными тормозными системами. Колеса без дисков, характеризуются креплением на 6 болтов. На них ставят шины размером 11.00R20(300R508).

В трансмиссию нашего героя можно установить механическую четырехступенчатую КПП с демультипликатором ЯМЗ-238А. Он  обеспечивает движение с помощью восьми передач переднего хода. Карданная передача выполнена в виде единого  вала.

Движок расположен в передней части тягача. Кабина предназначена на два места. Также здесь организовано два спальных пространства. В некоторых модификациях можно встретить 3 сидячих места и одно спальное.

МАЗ-5432

Двигатель

Конечно, с течением времени механическое сердце тягачей улучшалось и развивалось. Однако принцип действия и строение двигателей было общим. Например, в тягач с индексом МАЗ 5432 были установлены дизели от производителя Ярославский завод – ЯМЗ-238Б.

Этот механизм состоит из 8 цилиндров, расположенных под углом 90 градусов. Блок цилиндров выполнен из низколегированного высококачественного чугуна. Причем верхняя часть картера отливалась вместе. Таким способом она образовывала единое целое.

Что удивительно, цилиндровые гильзы и обе головки цилиндрового блока также выполнены из чугуна. Головки находятся по одной на каждый ряд цилиндров, с прессованными седлами и направляющими втулками клапанов.

Следует добавить, что в систему входит жидкостное охлаждение и турбонаддув. Уплотнение водяной полости обеспечивается резиновыми кольцами в количестве трех штук.

Камера внутреннего сгорания – однополосная в поршне. Причем поршни, как и двигатель, цельнолитые. Они произведены из сплава алюминия с высоким содержанием кремния.

МАЗ 5432 Дигатель ЯМЗ-238

Технические параметры мотора

Объем бензобака составляет 500 литров. Этого достаточно для подобной техники. Расход топлива машины на 100 км составляет 32,3 литра. Это при условии, что машина движется на скорости 60 километров в час. Поэтому при скорости 80 км/час расход топлива составляет 41,8 литра.

Масса (не заправленного смазкой) без коробки передач, кг 1130
Рабочий объем 14,866 куб. см.
Мощность мотора 220 кВт (300 лошадиных сил) при вращении 2000 об/мин
Сила, с которой вращается коленчатый вал 1177 Нм при вращении 1200-1400 об/мин

Данный мотор был специально изобретен и разработан для минских тягачей. Помимо них, он использовался в тяжелых бульдозерах, тракторах, самосвалах и прочей технике. Сегодня такие моторы больше не выпускают.

МАЗ 5337 Дигатель ЯМЗ-238

Модификации

За долгую историю (около 40 лет) Минский автозавод выпустил очень много моделей. Ниже лишь некоторая часть запоминающихся седельных тягачей с двумя осями.

Базовый МАЗ тягач

  • МАЗ 5432 — это первая ласточка данной серии;
  • дизель ЯМЗ-238 на 8 цилиндров;
  • мощность 280 л.с.;
  • выпускался в период с 1981 до 1985 года.

МАЗ 54322

  • модификация пришла на смену родоначальнику серии;
  • выпускался с 1985 по 1988 года;
  • комплектовался доработанным и улучшенным дизелем ЯМЗ238Ф2;
  • объем силового агрегата — 14,86 литра;
  • мощность двигателя 280 л.с. По отношению с прежним выпуском дизель не претерпел глобальных изменений;
  • более комфортабельный салон кабины.

МАЗ 54322

МАЗ 54321

Создание началось с 1988 года. Ключевые изменения затронули главным образом двигатель. В рамках одной модели устанавливались две версии дизелей на выбор:

  • ЯМЗ-8421 с мощностью 360 л.с.;
  • ЯМЗ-8424 — 425 л.с.

МАЗ 54321

МАЗ 54323 и 54323

Год начала сборки — 1988. Тягач с серийным номером 54323, это доработанная и усиленная модификация 54322. Мощность двигателя составляла уже 330 лошадиных сил вместо 280.

Тягач с индексом 54323 — это северная версия 54323. Особое оснащение позволяло использовать грузовик в условиях крайнего севера до минус 60 градусов по Цельсию. И этому есть объяснение, так как кабина была оснащена хорошей теплоизоляцией. А еще производители дополнительно установили сюда автономную печку.

МАЗ 54323

МАЗ 54326

  • первый плод сотрудничества с немецкими инженерами из MAN;
  • 360 немецких лошадей;
  • коробка переключения передач от ZF, в распоряжении 16 ступеней.

МАЗ 54326

МАЗ-54328

  • облегченный вариант с самыми слабыми показателями среди всей линейки;
  • построен на базе двигателя ЯМЗ-236 от ярославского предприятия;
  • мощность всего 180 л.с.

МАЗ-54328

МАЗ-5432 С

  • специальный выпуск, представленный эксклюзивно для гонок в классе грузовых автомобилей;
  • сделан на платформе тягача с серийным номером 54322;
  • в конструкцию вмонтирован новый форсированный дизель ЯМЗ-8424С;
  • мощность движка от 650 до 1300 л.с., что само по себе говорит об улучшенных силовых качествах.

Грузовой тягач с 1987 по 1992 года принимал участие в чемпионатах, кубках, ралли,и прочих соревнованиях.

Общие особенности

Если рассматривать адекватную цену и высокое качество, то МАЗ 5432 — это отличный выбор. Представленные автомобили весьма надежные. Стоит также отметить, что расход топлива у них сравнительно небольшой, а запчасти недорогие.

На сегодняшний день на дорогах страны можно встретить тягачи 80-х годов выпуска. Это подтверждает отличное качество сборки и надежность техники в целом. С запчастями и сервисом проблем также не возникнет, потому что помочь с починкой могут многие автомастерские.

К минусам можно отнести низкий уровень комфорта. Это даже несмотря на то, что последние модели комплектуются кабинами MAN F-2000, которые отвечают европейским стандартам качества. Также следует отметить, что части корпуса подвержены коррозии.

Похожие статьи
Похожие публикации